Живопись в стиле старых мастеров: пишем картину сами

8

Доброго времени суток, дорогие друзья! Мне хотелось бы поделиться со вами секретом написания картины в стиле старых мастеров. Этот мастер-класс создан для новичков, любителей, а, может быть, даже профессионалам будет интересно ознакомиться с моей техникой работы над картиной.

Сразу скажу, что время написания картины равно 12 часам, но эта цифра носит приблизительный характер, т.к. порой я приостанавливала работу над картиной на целую неделю! Чтобы дать краскам просохнуть.

Для создания картины нам понадобятся:

1. Холст грунтованный.
2. Набор масляных красок.
3. Кисти щетинные и колонковые (в общей сложности штук 5: 2 толстые, 1 средняя и 2 тонких — для уточнения деталей).
4. Разбавитель №4 — Пинен.
6. Палитра, дощечка, на которой будем замешивать цвета.
7. Масленка, емкость для разбавителя, маленькая баночка.
8. Тряпочка, чтобы вытирать об нее кисти, испачканные в краске.

Итак, приступим!

1. Начинаем с композиционного наброска. На бумаге мягким карандашом намечаем композицию вашей будущей картины. Определяемся с пропорциями холста (прямоугольник, квадрат, вытянутый прямоугольник).

Разбираем в тоне — что темнее, что светлее. Таким образом определяется композиционный центр. Там обычно самое контрастное место.
1
2. Определившись с композицией (что, собственно, будем писать), переносим на холст свою задумку, также рисуя тоном — где-то линия тонкая, растворяющаяся в пространстве, а где-то наоборот, толстая, переходящая в пятно. За счет этого уже с первых часов работы становится понятно, куда двигаться дальше. Каждой стадии соответствует своя степень готовности картины.

2

3. Начинаем писать с неба. Хотя бы потому, что все великие художники начинали свои картины именно с неба. Оно служит камертоном для картины — пятном, светлее которого уже ничего не будет.

Еще, от себя добавлю, по моему опыту преподавания, небо всем удается хорошо, независимо от уровня техники обучаемого. А если начало положено хорошее, то и в дальнейшем вести работу несказанно приятней.

3

4. Тут же вписываем зелень, по сырому, пока небо не высохло. Это нужно для того, чтобы касания верхушек деревьев с небом были мягкими. За счет этих касаний и образуется пространство в глубину холста! На переднем плане жесткие, на дальнем плане мягкие, сливающиеся с небом.

Ну вот, для первого дня уже достаточно, можете отдохнуть. А если еще есть силы, и творческий азарт не угас, тогда вперед, к следующей стадии!

4

5. А вот теперь начинается нечто всем непонятное, но очень нужное и полезное — гризайль называется. Действительно странно, зачем делать то, чего не видишь на картинах больших художников.

Поясняю: эта стадия их работы скрыта под слоями лессировок — прозрачных прописок поверх гризайли краской. Например, у великого Тициана реставраторы насчитали аж 15 жидких прописок поверх гризайли! «Фишка» в том, что если возьмете тон, например, дома светлее, вы легко доведете его до нужной кондиции лессировками, а вот если возьмете темнее, тогда только переписывать заново!
Оставляем на просушку.
Хотя, впрочем это все тонкости, нужные только для того, чтобы написать картину в технике старых мастеров живописи.

5

6. Некоторые вещи можно сделать и без гризайли, как правило, это мелкие детали, которые делать в гризайли, а затем переводить в цвет особого смысла нет — уж до того мелкие.

5

7. Ура! С гризайлью покончено! Переводим нашу картину в цвет! Жидкими прозрачными прописками (лессировками) переводим белые домики в цвет, который нам нужен, в данном случае — коричневый.

6

8. И, наконец, завершительная стадия. Здесь мы еще раз пробегаемся по всей картине с кисточкой в руках, уточняем рисунок, доделываем мелкие детали (личики, ручки и т.п.)

7

Если появились какие-либо дополнительные вопросы, пишите, звоните — всем с радостью отвечу!
С уважением, Арина Шульпина. тел 8 915 350 38 30

8